Навигация по сайту
Социальные сети

VK

FaceBook
 
История

Музей современного изобразительного искусства – одна из самых молодых на сегодняшний день музейных структур Беларуси. Он был создан Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 704 от 13 июня 1997 г. В сентябре этого же года Министром культуры Республики Беларусь назначен директор музея Шарангович Василий Петрович. Народный художник Беларуси, профессор В.П. Шарангович для нескольких поколений белорусских художников – учитель, глава AlmaMater. Долгие годы он возглавлял кафедру графики, позже – ректор Белорусского государственного театрально-художественного института, ныне Белорусской государственной академии искусств. В переданных помещениях по пр.Ф.Скорины, 47 к маю 1998 года был закончен капитальный ремонт. Открытие выставочных залов состоялось 18 мая того же года, и первая экспозиция под названием «Новая коллекция» положила начало активной выставочной деятельности Музея современного изобразительного искусства.

Небольшой по штатному составу коллектив из научных сотрудников проводит значительную работу по пропаганде белорусского искусства, а также знакомит белорусских зрителей с достижениями искусства ближнего и дальнего зарубежья.

Коллектив музея продолжает творчески развиваться, его сотрудники постоянно публикуют статьи в периодической печати, выступают на телевидении, участвуют в творческих семинарах, выступают на конференциях.

Множество публикаций в периодической печати, выступления на радио и телевидении о мероприятиях, проводимых музеем, говорит о том, что музей ведёт активную работу по пропаганде белорусского изобразительного искусства.

Коллекция музея сегодня – это четыре с половиной тысячи единиц хранения, общая площадь выставочных залов 260 м2.

В целом, создание музея нового типа, как выставочного и информационного центра, где бы новые поиски в современном искусстве находили не только отражение, но и искусствоведческое осмысление, является важным звеном в расширении и развитии культурного пространства республики.

В ходе деятельности музея сформировались основные его направления: сбор коллекции, изучение современного изобразительного процесса во всем его стилевом многообразии, различии форм и течений, проведение конференций и симпозиумов, пленэров современного искусства и проведение целого ряда других проектов. В настоящее время музей ищет новые формы популяризации современного искусства и готов к активному сотрудничеству, как с белорусскими художниками, так и с художниками ближнего и дальнего зарубежья.

Основной задачей музея является научное комплектование музейной коллекции. Определение диапазона и рамок фондового собрания заключено в названии Музея. Поэтому формирование коллекций Музея современного изобразительного искусства осуществляется, в первую очередь, исходя из временных рамок – произведения искусства, которые являются основополагающими для становления и развития современных видов, стилей и направлений. Учитывается жанрово-видовая ориентация, национальная и региональная принадлежность. Но основным критерием при формировании музейного собрания является профессионализм, талант, соответствие научной концепции музея, новизна. Коллекция должна отражать всю палитру развития современного искусства, все виды, которые существуют сейчас, будь то авангардное, реалистическое или концептуальное искусство.

Следуя основным положениям политики коллекционирования, Музей современного изобразительного искусства за годы своего существования сформировал шесть коллекций:

Живопись

В состав коллекции вошли как произведения наиболее значимых и выдающихся белорусских мастеров, так и художников среднего и молодого поколения: Народных художников Беларуси Л.Щемелева, Г.Ващенко, А. Кищенко; Заслуженных деятелей искусств В.Товстика, В.Кожуха, А.Барановского, В.Зинкевича; художников А.Кузнецова, Н.Исаёнка, М.Исаёнок, В.Альшевского, А.Ксендзова, В.Тихонова, В.Гончарука, С.Гриневича, В.Ильиной, Р.Сиплевич и многих других.

Графика

В подборке произведений графики музей пытается отразить весь спектр тем и интересов художников, которые сформировали лицо белорусской школы графики. Это произведения известных художников старшего поколения: Народных художников Беларуси В.Шаранговича, А.Кашкуревича, Заслуженного деятеля искусств А.Последович, а также работы художников, которые сегодня находятся на пике своей творческой активности и формируют представление о том, что собой представляет современное белорусское графическое искусство – В.Баранова, В.Славука, В.Вишневского, Е.Лис, Э.Пешкова, В.Шобы, Ю.Алисевича, А.Басалыги, А.Малышевой, Т.Радивилко, Р.Сустова, П.Татарникова, Ю.Хилько, Ю.Яковенко.

Скульптура

Произведения скульпторов в музейной коллекции отражают современные тенденции развития скульптуры, где пластика и возможности материала (бронза, мрамор, дерево) направлены на создание обощённого образа. Это произведения В.Слободчикова, Л.Давиденко, А.Финского, В.Пантелеева, К.Селиханова.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство представлено гобеленом, керамикой, произведениями из стекла и кожи, фарфором. Используя традиции, утрачивая утилитарность, произведения приобретают уникальность и работают на образно-ассоциативное восприятие. Авторы, представленные в коллекции: Л.Густова, Л.Петруль, В.Колтыгин, Л.Трацевский, Л.Нищик, Т.Порожняк, О.Гридина.

Положено начало по формированию коллекции фотографии. В её основу легло собрание фотографий И.Савченко, а также работы фотомастеров объединения «Минск» А.Цехановича, А.Павлюця, В.Журавкова и др. белорусских авторов.

Плакат

В музейную коллекцию плаката входят произведения таких авторов как В.Дубовицкий, А.Баранов, Я.Хайрулин, В.Цеслер и С.Войченко, А.Отчик, В.��асюк, Г.Витковский, Н.Стома. В коллекции представлены студенческие работы Е.Леонович, К.Мельниковой, Е.Калацкой, Д.Мартыновой, а также польский плакат.